Формы
РДА
Аутизм
– пугающее и достаточно распространенное нарушение, раскрывающее себя в детском
возрасте. Бытует мнение, что к такому состоянию склонны именно мальчики. Однако
такой изменение воли и эмоций имеет ряд форм, в том числе и вариант, которым страдают
преимущественно девочки.
Синдром раннего
детского аутизма (РДА) был открыт двумя учеными буквально в один отрезок
времени. Но их открытия немного отличались друг от друга. На основе подобного
появилось две формы данного болезненного состояния, о которых чаще всего
упоминают медики.
Синдром Каннера является
достаточно тяжелой формой, наделенной практически полностью негативным исходом.
К выраженным характеристикам проявления этого варианта РДА причисляют снижение
интеллекта, в комбинации с которым выступает значительное отставание в
формировании, развитии речи. Нередко может отмечаться совсем кардинальное
проявление – полный отказ от речи (мутизм). Детки с таким синдромом совершенно
не выражают эмоций и внимания в адрес матери, они ее просто не замечают.
Диагноз этой формы РДА фигурирует чаще всего у мальчиков, но синдром Каннера в
отдельных нечастых случаях отмечается у малышей женского пола.
Противоположностью
выступает синдром Аспергера.
Подобная форма РДА имеет более благоприятный исход в итоге. Но, в отличие от
синдрома Каннера, отношение деток к матери здесь отмечается резко негативное.
Малыш с подобной формой заболевания выражает агрессию, негативизм в сторону
мамы, стремится избавиться от ее общества, прогнать прочь от себя. Интеллект у
таких деток чаще остается в норме, но могут отмечаться случаи, когда
интеллектуальное развитие значительно выше установленной нормы. Развитие речи
происходит еще до начала ходьбы. Синдром Аспергера в большинстве случаев
отмечается исключительно у мальчиков.
В
научных источниках описывается еще четыре формы аутизма, которые так или иначе,
но отличаются между собой. Сохранными остаются характерные проявления данного
болезненного состояния, к примеру, эмоциональная холодность, страх новизны и
повторяющиеся навязчивые варианты движений или поведения.
Синдром Ретта. Причина
возникновения такого варианта и в наши дни остается неизвестной. Затрагивает
синдром исключительно девочек и может проявиться крайне спонтанно. В один из
дней ребенок, который ранее развивался благополучно, словно меняется.
Диагностируется данная форма синдрома РДА в возрасте примерно с 7 месяцев и до
2х лет. Синдром Ретта в малой степени поддается коррекции и обладает очень
тяжелыми последствиями.
У
малыша с таким вариантом РДА отмечается резкие изменения интеллектуальной
сферы, нарушения в речи и в поведении. Основной характеристикой синдрома
считаются стереотипные движения руками («заламывание» и «мытье рук»). Девочки с
синдромом Ретта плохо пережевывают пищу, давятся, перестают контролировать мочевой
пузырь и кишечник. У них наблюдается чрезмерное слюнотечение, отдышка,
беспричинное смачивание слюной пальцев рук. У такого ребенка походка с широко
расставленными ногами, имеется угроза быстрого развития сколиоза. В возрасте 8
лет у девочек могут отмечаться эпилептические или судорожные припадки.
Человек
с синдромом Ретта постепенно теряет интерес (и возможность) к социальной жизни.
По мере взросления к подростковому возрасту и старше развивается атрофия мышц,
которая в состоянии привести к тяжелой инвалидизации.
Психогенный
аутизм.
Не каждая форма РДА является врожденной. Непосредственно психогенный вариант
аутизма – приобретенное нарушение, которое поддается корректирующим действиям и
носит обратимый характер.
Синдром
начинает формироваться в раннем возрасте, частенько проявляется уже до 4х лет.
Его причиной считается неверное воспитание, негативная обстановка в семье и
отрицательное отношение к малышу, родительская холодность, эмоциональная
депривация.
Избавиться
от данного болезненного состояния вполне возможно. Требуется перемена в
воспитании, в окружении. Однако некоторые аутистические черты у таких людей в
состоянии сохраняться на всю жизнь. Психогенный аутизм откладывает незримый
отпечаток на человека, особенно в случаях, когда негативное влияние было крайне
долгим.
Атипичный аутизм. Данная форма
синдрома РДА считается нетипичной. Она диагностируется в варианте, когда у
ребенка отсутствует хотя бы один из основных, характерных моментов в проявлении
аутичности. Нередко атипичный аутизм не совпадает с общеизвестными моментами
времени начала, развития, диагностики. Если иные формы раннего детского аутизма
часто наблюдаются с младенческого периода и диагноз выносится уже к 2 годам, то
атипичная форма раскрывает себя в позднем варианте. Проявляет себя синдром уже
после 3х лет резкими нарушениями в ранее стабильном и благоприятном развитии.
Органический
(соматогенный) аутизм. Название подобная форма получила из-за имеющейся
причины происхождения. Органический аутизм формируется благодаря раннему
органическому поражению мозга. Основой нарушения в силах стать и тяжелое
заболевание, сказывающееся на работе мозга ребенка, и токсичное отравление, и
серьезная травма головы. Тщательное обследование обычно проводится при помощи
УЗИ и ЭФФ.
Ключевыми
проявлениями у соматогенного аутизма считаются такие же, как и характерные
реакции в иных формах РДА. Однако непосредственно в рамках такого синдрома
частенько фигурируют эпилептические, судорожные припадки. Они –
непосредственное следствие поражения мозга. Судорожные припадки у таких деток
происходят эпизодически.
Современная
медицина располагает рядом возможностей, которые позволяют хотя бы немного
скорректировать нарушения эмоцонально-волевой сферы ребенка. Для детей-аутистов
проводятся индивидуальные работы с психологами, логопедами, специалистами иных
отраслей. Постепенно такого малыша вводят в окружение других детей, научая
контакту и играм с ними. Положительно сказывается арт-терапия, проходящая в
компании здоровых ребятишек.
Но,
к сожалению, синдром раннего детского аутизма даже после проведенной
коррекционной работы откладывает незримый отпечаток на человека. Отдельно
взятые черты сохраняются всю жизнь, а полученные негативные перемены в
интеллектуальной сфере могут совершенно не поддаваться изменениям.
Как
проявляется аутизм
Вариантом
эмоционально-волевой патологии, открывающейся в раннем возрасте, является
аутизм. Синдром раннего детского аутизма (РДА) – страшный диагноз, с
которым сталкиваться приходится не столь редко, как могло бы показаться. По
статистическим данным получается, что 2 детей на 10 тысяч малышей становятся
носителями подобного диагноза. Это заболевание очень коварно, оно откладывает
отпечаток на каждую сферу, на буквально все стороны жизни малыша. И,
безусловно, огромный труд, терпение необходимы от родителей. Подобное нарушение
эмоций и воли губительно сказывается на интеллекте, на речи и поведении, на
психомоторике ребенка и на эмоционально-чувственной сфере. До сих пор ученые не
называют точной причины развития данного синдрома. Одни придерживаются идеи
патологии мозга, другие – нарушений преобразования слуховых впечатлений, третьи
считают, что РДА возникает из-за ослабления инстинктов или по причине
врожденной нехватки требуемых биологических механизмов, имеющих связь с
аффективностью.
Вне
зависимости от формы этого болезненного состояния, у него имеются основные
проявления. Опасность аутизма еще и в том, что предположить возможность
подобного диагноза невозможно заранее. Диагностика часто происходит в возрасте
до 3х лет, но в отдельных вариантах случаев синдром РДА ставится деткам, уже
достигшим пятилетнего возраста. Ярко
выраженных же проявлений аутизма насчитывается шесть штук:
· расстройство
речи;
· эмоциональная
блокада – безразличие, холодность и бедность выражения чувств в адрес близких,
родителей;
· склонность к
стереотипиям и монотонностью в поведении;
· отсутствие
необходимости во взаимодействии с иными людьми;
· непринятие и
страх любых перемен;
· патологическая,
болезненная склонность к абсолютному порядку, к систематизации.
Заподозрить
подобного рода негативное состояние у ребенка можно уже в грудном возрасте. Но
нередко ряд проявлений РДА принимается за слуховые или зрительные патологии.
Маленький ребенок с таким врожденным болезненным состоянием не показывает
активности (нет комплекса оживленности), обычно выражает реакции на улыбки
родителей, на мать, а также не проявляет интереса к звуковым или зрительным
«раздражителям» (например, яркие игрушки или голос мамы). Такой малыш не
улыбается при виде кого-то из родителей, может страдать нарушениями аппетита
(нет чувства голода, странные пищевые привычки, избирательный аппетит).
Родители ребенка-аутиста могут столкнуться с проблемами со сном. Подобные детки
часто просыпаются, реагируя на любой шорох. Их сон не очень глубокий, короткий
(2-4 часа), беспокойный. На фоне таких неприятных и пугающих проявлений малыш
выражает общее беспокойство, которое нередко не имеет оснований. Возможен
лишенный оснований и истеричный плач, негативные реакции в сторону матери.
Особенности
поведения и психомоторики
Одной
из главенствующих проблем, с которой сталкиваются родители, выступает реакция
на мать. Здесь имеется три варианта развития событий. Ребенок-аутист может
демонстрировать чрезмерно агрессивную, негативную реакцию на маму: прогонять
ее, бить, кусать. Другим вариантом выступает индифферентное отношение, когда
малыш буквально не замечает маму, никак не показывает эмоций. И третий –
симбиотическое отношение.
Ребенок
плачет, ярко показывает свою эмоцию протеста, если мама оставляет его одного.
Находясь же рядом с ним, мать не отмечает никакой реакции со стороны ребенка.
Но какой бы не была реакция на мать или других членов семьи, малыш стремится
быть в одиночестве, ему комфортней находится с самим собой и в своем созданном
персональном мире.
Своеобразными
выглядят и игры у таких малышей. Когда другие детки проявляют восторг от
машинок или целый день играют с яркими куколками, аутист выбирает себе
совершенно иные игрушки. К ним нередко относятся баночки, ниточки и веревочки,
катушки, игры с водой (переливание воды из одной емкости в другую). И в целом
поведение в рамках игры напоминает строго заученные и закрепленные стереотипные
действия. С возрастом к играм ребенка-аутиста может прибавиться фанатизм по
каталогам, склонность к коллекционированию. Повторяющиеся движения руками, бег
на цыпочках по кругу в комнате, завязывание и развязывание узелков,
потряхивание головой, круговые движения руками или кручение вокруг своей оси –
такое сравнивается с навязчивыми идеями. Психомоторные нарушения показывают
себя чаще со второго года жизни малыша.
Детки
с РДА производят впечатления неуклюжих, угловатых, у них нет содружества
движений. Эмоции не выражаются на лице или во взгляде, очень бедная мимика. У
людей может складываться представление, что такой ребенок смотрит словно сквозь
них совершенно пустым взглядом.
Особенности
развития сферы интеллекта
Медики
придерживаются идеи, что разного рода нарушения в интеллектуальной сфере
являются «побочными» или вторичными. Они возникают из-за общих проблем с
эмоциями, являясь «продуктом» болезни или результатом общего аутистического
поведения.
У
2/3 детей с синдромом РДА наблюдаются ярко выраженные проблемы с интеллектом
(отставание в умственном развитии). Но у остальных деток с подобным
заболеванием интеллект может быть как в норме, так и значительно превышать
стандартные показатели.
Речевые
проблемы и особенности эмоционального спектра
Ребенок-аутист
не тянется к внешним контактам с другими, его коммуникативная роль речи очень
слабо выражена. В совсем маленьком, дошкольном возрасте малыш не задает
привычных вопросов, редко хоть как-то реагирует на вопросы старших. Обычно
хорошо развита речь автономная, ребенок в состоянии часами говорить вслух сам с
собой. Основные речевые проявления аутистов: скандированная речь, чрезмерная
вычурность, сложность оборотов в речи (с возрастом), эхолалия (буквальное
повторение сказанного), присутствие фразеологизмов, отсутствие первого лица в
разговорах (о себе говорит или в варианте «ты» или в варианте «он»). К 5-6
годам аутист начинает вступать в разговор с другими, задавать чересчур сложные,
«заумные» вопросы. Однако у некоторых деток с данным вариантом патологии
отмечается мутизм (абсолютное отсутствие речи).
По
причине того, что аутизм подразумевает нарушение не лишь волевых действий, но и
эмоций, патология в чертах эмоционального спектра у подобных деток очень
выразительна. У ребенка-аутиста наблюдается бедность эмоциональных реакций,
часто все ограничивается примитивными демонстрациями недовольства или радости
(плач или улыбка). Комфортно и радостно ощущает себя малыш, когда находится
один, занимаясь теми вещами, которые его привлекают. Плач и выраженное общее
беспокойство отмечаются в рамках перемен, в обстановке, в распорядке дня, а
также в моменты, когда в его мир стремятся проникнуть посторонние.
Источник: http://mrhow.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар